Главная » Спорт и здоровье » «Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

Актер и режиссер дал дерзкое интервью Головину.

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

19 апреля в прокат выходит фильм «Тренер». Данила Козловский одновременно был его продюсером, режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. Герой Козловского, нападающий сборной России Юрий Столешников, не забивает пенальти в игре с Румынией, команда проигрывает, разгорается скандал. Футболист завершает карьеру и уезжает в провинциальный город, где становится тренером местной команды «Метеор». В ней он начинает движение со дна. 

Александр Головин встретился с Козловским до премьеры. 

– До весны 2017-го у вас в инстаграме не было ни одной фотки с футбола. Потом прорвало. Из-за съемок? 

– Нет. Просто я очень странно веду инстаграм. Делаю это как-то беспорядочно. Иногда возникает несколько постов за неделю, иногда нет ничего по полгода. На самом деле я с детства слежу за футболом. Первый матч, который осознанно посмотрел – финал Лиги чемпионов-1996. «Ювентус» – «Аякс». Играл Джанлука Виалли, а мне казалось, что он пьяный. Так пофигистически стоял на поле. А потом, по-моему, забил пару голов. Тогда как раз все болели за «Юве», «Аякс», «Барселону», «Фейеноорд» и «Ньюкасл». Я носил какую-то паленую футболку «Милана» с вьетнамского рынка. Но болеть начал за «Челси». 

– Почему? 

– Один мой товарищ был за них. Я спросил: «А что это такое?». Он постарше лет на пять, объяснил: «Ну ты что! «Челси» – это не для всех, это аристократия». И мне так понравилось звучание. Какое-то девичье имя, красивое. Потом он показал майку синего цвета. Затем я понял, что там играют мои любимые на тот момент игроки – Виалли и Дзола. Я до сих пор болею за «Челси». Сейчас снимаюсь в Ирландии. Как только выходной и домашний матч, за час прилетаю в Лондон и иду на стадион. 

– Год назад вы сидели и на матче «Краснодар» – «Спартак». Радовались голам «Краснодара». На дерби – голам ЦСКА. Всегда против «Спартака»?

– Вообще нет. С чего? Это великий российский клуб. Уважаю его, знаю лично нескольких ребят оттуда – Сашу Самедова, вице-президента Наиля Измайлова. А то, как они выиграли чемпионство – невероятный спектакль и масса эмоций. Всегда переживаю за них в еврокубках. Просто в России я болельщик «Краснодара». 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Как это получилось? 

– Тут несколько факторов. Во-первых, целый месяц я снимал по ночам на арене в Краснодаре. Прожил там целую жизнь – это сказалось. Плюс лично познакомился с Сергеем Галицким и увидел, какой клуб он построил. Мне стали близки его мировоззрение и философия команды. Самое главное – человек создал детскую академию, клуб, за который болеют тысячи, построил стадион, на котором всегда аншлаг. «Краснодар» и многое, что с ним связано, произвело на меня сильное впечатление. Но самые первые футбольные эмоции в России я получил все-таки от московского «Динамо». 

– Расскажите. 

– Жил на Соколе, уже один ездил в школу, гулял. Как-то лет в 8-9 шел мимо стадиона. И вдруг почувствовал это непередаваемое ощущение –  гул во время матча. Поздний день, но мачты освещения включены. И я побрел на этот свет и шум. Никто не остановил, прошел внутрь. «Динамо» играло с «Араратом». Как зачарованный смотрел на поле, орущих фанатов-мужиков. До сих пор помню те эмоции.  

– Что-то круче в жизни было?

– Мощная энергетика на матчах «Челси». На «Стэмфорд Бридж» иногда я сижу прямо за Конте. Позади технической зоны с игроками, рядом – семья тренера. Но это не я крутой. Просто друзья из клуба делают такие места. Как-то повели в раздевалку. До последнего не хотел туда заходить. Все-таки это не совсем правильно, я не сотрудник, и это личное пространство клуба. Но «Челси» выиграл у «Эвертона», парни были в отличном настроении. Мы пообщались с некоторыми игроками, с Антонио Конте. Такие сильные пацанские эмоции. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Друзья в «Челси» – это кто? 

– Англичане, русские. 

– Абрамович? 

– Нет, с Романом Аркадьевичем я общался всего несколько раз. Сейчас дам спойлер – в «Тренере» фигурируют «Челси» и «Стэмфорд Бридж». Причем не просто так, а имеют к фильму самое прямое отношение. Мы снимали в Лондоне, на стадионе. А Абрамович невероятно переживает за клуб. И ко всему, что касается имя «Челси», предельно внимателен. Он не мог сказать: «А, берите бренд и используйте, как хотите». Он хотел услышать, ради чего я это делаю, в каком контексте он будет представлен в фильме. 

– Как прошла встреча? 

– Изначально мне сказали, что будет мало времени. Когда я вошел, спросил: «Сколько?». Абрамович ответил: «Вы говорите». В итоге общались около часа. Обсуждали футбол, кино. Список того, чем клуб может мне помочь. С какими сложностями столкнемся. Мы ведь снимали даже во время игр, а для этого надо получить кучу согласований с непростыми организациями типа АПЛ.

Роман Аркадьевич – из тех редких людей, кто держит слово. Нам помогли во всем, что касалось съемок в Англии. Обычно такие сцены готовятся долго, а многое просто невозможно. Но его команда во главе с директором клуба Мариной Грановской, по-моему, просто не знают слова «нет». Невероятные профессионалы. Потом Абрамович, кстати, пришел на спектакль в Петербурге. 

– Вы позвали? 

– Был одним из тех, кто это сделал. Очень хотел, чтобы он познакомился с театром и лично с режиссером Львом Додиным. Лично увидел его спектакли.

***

– Перед съемками вы общались с футбольными судьями, менеджерами, тренерами, игроками и комментаторами. Кто дал самый ценный совет? 

– Одного человека выделить трудно. Но поначалу сильно поддержал Леонид Викторович Слуцкий. Хорошо пообщался с Костей Геничем, Нобелем Арустамяном, Кириллом Дементьевым. Они замечательные ребята. Не только консультировали, но озвучивали и снимались. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Кого играли? 

– Самих себя. И они в кадре. На Нобеле вообще держится весь финал в качестве комментатора. На Косте – все начало, матч сборной России. И актеры они отличные. Подхожу: «Нобель, давай здесь так сделаем?». – «Давай». Выдает все с одного дубля. Говорю: «Нобель, ты чего, у артистов не всегда с первого раза получается». 

Еще очень помогла команда «Тамбов». Спортивный директор Паша Худяков, Валерий Есипов. Андрюха Талалаев. Георгий Саныч Ярцев дал невероятно ценные знания. В «Тамбове» удалось изнутри увидеть команду и многие процессы. Нам все это очень помогло.

– Почему именно этот город? 

– Там замечательные люди, которые первыми откликнулись на нашу просьбу и пригласили в команду. Там во многом все как в фильме – провинция, которая живет футболом. В какой-то степени повторяется наша ситуация – команда играет во второй лиге и вопреки многому идет вперед. Они сейчас четвертые – есть шансы выйти в РФПЛ. 

– Среди актеров, игравших футболистов, были те, кто до фильма не пинал мяч? 

– Ни одного. Если я знал, что артист замечательный, но не знает, как отдать пас – даже не приглашал на пробы. Нужны были хотя бы те, кто играл на приличном любительском уровне. Футболисты ведь по-другому передвигаются по полю даже без мяча, сплевывают, вытирают лоб, общаются между собой, слушают тренера, бегут назад. У них особенные привычки. Поэтому половина состава – профессиональные игроки. Многие играли в высшей лиге – Влад Хатаженков, Алан Гатагов, Дима Сычев, Дмитрий Смирнов. Другая половина – актеры, которые хорошо играют в любителях. Но мы все равно подтягивали их уровень. 

– Каким образом? 

– Несколько месяцев тренировали на поле «Строгино» с тренерами из этого клуба. Там же производили отбор. К нам приходили тысячи заявок – люди узнавали о наборе футболистов в фильм через РФС, спортивные университеты, профессиональные команды. Мы приглашали всех и отсматривали. Понимали: этот – отличный футболист, этот – хороший, этот – не очень. Среди них производили новый отсев. И так несколько раз. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Сычеву вы дали фамилию своего мастера – Додин. Специально? 

– Да. У нас вообще нет ни одной случайной фамилии. Перед началом съемок я сказал: «Мы сейчас шьем майки, нам нужны фамилии. Хочу, чтобы каждый взял ее от папы, мамы, родных, учителей, педагогов. Кого хотите, чтобы просто передать свою любовь». 

– Столешникова вы откуда взяли? 

– Из фильма Оли Зуевой (девушка Данилы Козловского – Sports.ru) «На районе», к которому имею отношение как продюсер. Он выйдет в прокат 29 сентября, главного героя там зовут Столешников. Это мой привет Оле, тем более эту фамилию первой придумала она. 

– Снимать свою девушку и сниматься с ней – вам было тяжело?  

– Вообще нет. Она профессионал и большая умница. Много лет живет и работает на западе. Для нее дисциплина – основополагающая вещь. Только в одном случае пользовалась своим правом женщины – когда мне было холодно или я не ел. Подходила, говорила: «Погрейся, поешь, сядь на стул, отдохни». Мне ведь приходилось быть постоянно в движении – бегаю на бровке, подбегаю к монитору, общаюсь с операторами, актерами массовых сцен, проверяю материал. Это абсолютно нормально для режиссера и актера в одном лице. Оля в таких случаях просила меня хоть немного отдохнуть. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

Кстати, она придумала не только фамилию моего героя, но еще посоветовала посмотреть Ирину Горбачеву. 

– До этого ее не рассматривали? 

– Не то что не рассматривал. Просто были другие претендентки. Но Оля сказала про Иру, я посмотрел и подумал: «Какая она отличная». И пригласил на пробы. Они получились замечательные. 

***

– Баскетбольная часть в «Движении вверх» длится 52 минуты. Снимали ее два месяца – меньше минуты выработки в день. Как у вас? 

– Намного быстрее. В этом смысле это некий рекорд. Все-таки стояли другие задачи и условия. В «Движении» нужно было восстановить реальный матч по мгновениям, мы создавали свою историю. Плюс не имели таких возможностей по времени и финансам. В съемках футбола мы вообще пошли наглым и дерзким способом. 

– Каким? 

– Изначально планировалось, что его снимут англичане, которые делали ролики для «Манчестера», «Реала», «Барсы» и ведущих спортивных брендов. Так всегда происходит, когда речь про спорт. Есть люди, которые знают специфику – какие нужны камеры, ракурсы, какой будет монтаж.  В «Легенде №17» это были канадцы, в «Движении», насколько понимаю, свои консультанты. Мы начали переговоры с британцами. Проблема в том, что они предлагали снимать, как будто это большая реклама. Поставить зеленый экран, сделать рапид на 124 или 256 кадров и бить через себя. Я сказал: «Стоп. Нам нужно кино, нужно залезть внутрь. Оказаться рядом с бутсами, побывать с мячом, улететь с ним, показать, как он влетает в ворота. Увидеть пульсацию, пот, головы. Знаете, как это сделать?». И наши переговоры зашли в тупик. 

Договорились, что они пришлют брэйкдаун – свое видение. Параллельно экспериментировали сами, хулиганили, ошибались. Чего только не вытворяли с этими камерами. И монтировали. В один момент англичане сказали: «Мы ничего присылать не будем. Вы, русские, сейчас снимете по нашему плану, а нас не позовете» – «Это что за разговор? Вы думаете, мы станем чего-то воровать?». И посмотрели, что сами намонтировали. Показалось интереснее. Тут наш второй режиссер после просмотра говорит: «Может, скажем гудбай бритикам?» – «Давай я подумаю два дня». Понимал, что в таком случае мы останемся одни. Настроился психологически и через пару дней сказал: «Да, мы снимем футбол сами». И понимаю, что это было правильное решение. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Англичане бы так не смогли? 

– Дело не в этом. Может и смогли бы. Но у них другое видение, другая культура съемки. Реклама. По-другому они не умеют. Переучивать их? Это заняло бы время. Процесс не был бы безболезненным. А зачем нам это надо? Сняли сами и в итоге в одной из сцен вместо нарезки у нас есть эпизод, где вся комбинация снята без склеек и мы внутри футбола. Следим за всеми передвижениями мяча. Пас, пас, пас – с центра поля идет комбинация в 6-7 передач, затем на фланг, обыгрыш, навес, Алан Гатагов обрабатывает мяч грудью и вх##чивает в девять. И это все одним кадром! Вот так мне нужно было снимать футбол. А не кусочками, как принято в рекламе Nike. Там подобное работает и они это делают здорово, но нам нужно другое.

Думаю, в любом случае кончилось бы тем, что мы сами стали бы снимать. Когда над тобой нет давления, никто не говорит, как это якобы принято в мире, – получается совершенно иное. Мы экспериментировали с камерами так, как до этого с ними никто и никогда не экспериментировал при съемках футбола. В «Движении» их число доходило семи, в «Тренере» – до пяти. Одновременно снимали тремя. Иначе начинаешь мешать друг другу: эта камера в кадре, та в кадре – теряется свобода. Но они у нас ездят на сигвеях, летают по тросам, привязываются к ногам футболистов, головам. Мы создали целую систему соединений скоростных тележек, муви, spidercam, cablecam, innovision. 

– То есть в мире таких технологий не существовало?

– Возможно, существуют. Хотя несколько вещей мы придумали сами. Чтобы таким образом соединить несоединимое, экспериментировать в технических комбинациях. Вот такого не было точно. Это метод проб и ошибок. Оператор Федя Лясс говорил: «А давай сделаем так?» – «А давай» – «А давай так?» – «А давай» – «Говно?» – «Конечно, говно» – «А если так?» – «О, смотри, как хорошо». Мне кажется, так и надо. Дерзость и хулиганство в этом смысле оказываются полезными. 

– Когда смотрите на готовую картинку, понимаете, что круче в мире никто не снимал?

– Слово за зрителем. От себя просто скажу: да, так футбол в мире никто не снимал. И не думаю, что скоро снимут. Теперь мы дали повод пометать в нас дерьмо. Вперед. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Трейлер многие критиковали. 

– Да, но обратите внимание – никто не говорил про сам материал. Дерьмо летит либо в сторону российского футбола, либо в меня. Такого количества ненависти я вообще не ожидал. Я показывал ролик в Европе, в «Челси», в Лондоне, в Ирландии, в Штатах. Там все округляют глаза: «Мать твою! Это кто сделал? Наши?» – «Нет, наши, русские». А в России, сука, сплошная ненависть и хамство. Пишут столько гадостей, что порой теряешься. Думаешь: «Ну что у вас за жизнь-то такая херовая, что в вас столько злобы. И главное, какие все смелые». 

– Одна из претензий к трейлеру – вы засветили итоговый счет. 

– Не страшно, потому что счет не финал картины. 

– Но это косяк?

– Нет. Просто теперь понял, что лучше бы не показывал, чтобы не возникало лишних разговоров. Но как это знать заранее? Я просто не мог представить, что кто-то смотрит трейлер, нажимает на паузы – «Ага, 3:2. Сука!» – и начинает писать дерьмо. Я лучше думаю о людях. 

– «Движение вверх» уничтожали за историческую недостоверность. В «Тренере» есть сюжетные неточности, за которые фильм можно обосрать? 

– Кто хочет обосрать, всегда найдет за что. Сам футбол – невероятное явление. Представьте, что кто-то шесть лет назад снял бы фильм про историю сборной Исландии. Как попали на Евро, обыграли англичан и после игр выходили к болельщикам и делали легендарное «Ух»! Что написали бы наши смелые зрители в комментариях? «Где вы увидели этих бородатых мясников, что за х##ня, русские кино зае##ло своим пи###жом». Вот и все. Надеюсь, я никогда не буду ориентироваться на мнение людей, которые пишут гадости. К счастью, тех, кто принимает фантазию, эмоции и готов увидеть историю, гораздо больше. Мы снимали кино для них. 

– В фильме есть фантастика? 

– Сам сюжет кому-то может показаться слегка сказочным – команда ФНЛ играет на равных с клубом РФПЛ. Хотя сейчас это уже не так фантастично. Достаточно взглянуть на сегодняшний Кубок России. При этом для меня важно, чтобы все остальное было настоящее – от стадионов и спортивных брендов до рекламы по бортам. Для этого мы провели колоссальную административно-правовую работу. Как результат – нам никто не отказал. В фильме появляются бренды «Милана», «Ювентуса», «Манчестера», «Реала», «Барселоны», «Челси», «Спартака», «Краснодара», Nike, adidas. Все они – партнеры картины. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Просто так использовать бренды нельзя? 

– Конечно. Это защищенный знак. Невозможно надеть майку «МЮ» и пробежать в ней в фильме. Для этого надо обратиться в клуб. А это долгий бюрократический процесс. Вы пишете пресс-атташе, получаете ответ, что писать надо в другое место. Там перенаправляют в третье, где спрашивают: «А что за сценарий? Что за сцена?». Вы показываете сцену, изобразительный ряд. Дальше вопрос: «А какие спонсоры будут вместе с нами находиться?». Сейчас все беспокоятся о репутации – в каком окружении они выходят. Любой большой бренд. А мы в нашем желании быть фильмом определенного класса использовали только большие имена. 

– В случае с Nike или adidas – это продакт-плейсмент?

– Он тоже есть, но осторожный. Я знаю, с каким негативом к этому относится русский зритель. Но реклама в футболе – неотъемлемая часть. Ты же не будешь делать на бортах вымышленные компании. При том, что они в фильме есть, но только ими не обойтись. Иначе получится как-то совсем глупо. 

***

– Если фильм такой мощный, то вы крутой режиссер? 

– Что я, дебил так говорить? Пусть это кто-то произнесет за меня. И я не говорил ни слова, что фильм у нас мощный. Это слово должно быть за зрителем. Но у нас подобралась отличная команда, которая работала в режиме подвига каждый день. Сука, каждый день. Мы выдавали тот тайминг, который не выдают за один съемочный день на таких больших проектах. Это был как пит-стоп в «Формуле-1». Машина заезжает на него, подбегают люди, начинают менять колеса за считанные секунды – так и у нас. По-другому никак, потому что все ограничены по времени. Краснодарские ночи летом короткие. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– Почему ночи? 

– Сделали матч вечерним. Я знаю, что финал Кубка России не проходит вечером. Но мне нужно было снять его в темное время суток. Это другой свет, софиты – другая атмосфера. Другие кадры. Я не стану идиотом и утверждать, что зрителям обязательно понравится. Но точно знаю, что на каждом этапе съемок люди шли до последнего. Снять такой фильм в российских условиях с ограниченным бюджетом не так просто. 

– Бюджет – 390 миллионов рублей? 

– Да. Для таких картин это мало. Это всего 6,5 миллиона долларов. В Америке такая картина стоила бы минимум 80. Хотя расценки, скажем, на технику и технический персонал в России не сильно ниже. У нас нет таких гонораров у артистов и режиссеров. Но объекты, камеры, свет, объективы, прочая операторская техника бывают дороже. Получается, что за сумму, которая меньше в 12 раз, мы должны выдавать качество не хуже, чем на западе. Потому что зритель сравнивает и спрашивает с нас. И, в общем, имеет на это право.

– Сычев сказал, что снимался за ромбик. То есть бесплатно?

– Какую-то денежку мы платили. Но она не такая большая, какой могла быть. Потому что ребята реально пахали по 12 часов. Только возможности платить больше мы не имели. На многом приходилось экономить. 

– В фильме вы – актер, режиссер, сценарист и продюсер. Гонорар получили умноженный на четыре? 

– Вы что, Юрий Дудь?

– Можем позвонить ему, он лично спросит. 

– Для чего? Я просто не обсуждаю деньги. Это скучно. В совмещении ролей есть своя математика, но сейчас не хочу в нее погружаться. 

«Так футбол в мире никто не снимал». Данила Козловский выпускает фильм «Тренер»

– В 2018-м вышла куча фильмов про спорт. Напоминает госзаказ. Ваш фильм кто придумал?

– Я. Идея моя. Всегда мечтал сыграть футбольного тренера. В один момент Паша Руминов, с которым мы делали «Статус: Свободен», написал некий текст. Я стал разрабатывать его в синопсис и сценарий. Потом показал будущим партнерам. И понеслось. 

И еще. Вы говорите, что кино про футбол. Да, он там есть. Его было важно снять так, как никто до нас не снимал. Не обосраться в этом смысле. Но он вторичен. Первичны люди, история героя, команды, города, отношений, падения, преодоления. Если нет сердца и человеческих эмоций, понятных и важных для всех, а только крутые съемки – никто на реагировать не будет, это уже мало кому интересно. 

Фото: личный архив Данилы Козловского; instagram.com/danilakozlovsky; instagram.com/olyazueva_official; кадр из трансляции Матч ТВ; twitter.com/GenichK

Источник

О supergran

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Для компании вести блог важно для привлечения клиентов

У вас накопилось много полезного опыта, которым вы хотите поделиться с другими пользователями. Естественно, конечная ...

Как улучшение клиентского сервиса поднимет ваши продажи на новый уровень?

Как улучшить клиентский сервис Всем понятно, что чем лучше клиентский сервис, тем успешнее бизнес. Всегда ...

Компании занимающиеся оформлениями мероприятий помогут создать атмосферу

Приближается праздник или торжественное мероприятие и вы хотите поздравить близкого человека заказав доставку цветов на ...

Стрейч пленка упакует всё что угодно

Нижний слой упаковки бывает разным. Для продуктов, которые рассчитаны на долгий срок хранения, используются либо ...

Сделать геологию участка должен каждый перед постройкой дома

Сделать геологию участка должен каждый загородный житель перед началом строительства. Эта процедура поможет правильно спланировать ...