Говоря «сибиряк», мы подразумеваем «закаленный характер» и «крепкое здоровье». Во многом это так. Но история, жизнь и мировосприятие сибиряков раскрывают нам куда более интересные подробности.
Этимология
Термин «Сибирь» гораздо более древний чем, к примеру, «Русь». Его корни восходят к V веку. На татарском это слово звучит как «сэбэр», что в переводе означает «метет пурга».
По версии исследователя З. Я. Бояршиновой, термин «Сибирь» происходит от названия этнической группы «сипыр», хотя ее выводы многими оспариваются. Позднее это слово стало связываться с тюркоязычным народом, жившим на берегах Иртыша в районе современного Тобольска.
Интересно, что до XIII века слово «Сибирь» употреблялось в обиходе исключительно по отношению к народности, и лишь позднее оно приобрело значение области проживания людей. «Сибирь» как название земель впервые упоминается у средневековых иранских хронистов, а в 1375 году в Каталонском атласе появляется область Sebur.
Первопроходцы
В 1483 году в Западную Сибирь впервые приходят русские: это была «судовая рать», посланная Иваном III, чтобы подчинить вогульских князей. Однако началом проникновения русских в Сибирь считается 1581 год – поход казаков и служилых людей под предводительством Ермака.
За полвека освоения сибирских просторов русские первопроходцы дошли до Охотского моря, а еще через столетие – до побережья Северного Ледовитого океана. Покорение новых земель сопровождалось активными контактами с коренными народами Сибири. Однако отношения с туземцами зачастую принимали форму серьезной конфронтации.
С XVII столетия в Сибирь начинают ссылать каторжан. В распоряжении Алексея Михайловича дается следующее указание: «Устроять с женами и детьми на пашню, давая им ссуды и всякие угодья на пропитание». Но в Сибирь едут и по собственной воле представители самых разных специальностей — от плотников и золотоискателей до купцов и промышленников - в надежде разбогатеть или найти лучшую жизнь.
Многие из первопроходцев нашли на сибирской земле свою новую Родину и больше не вернулись в европейскую Россию. Постепенно знакомясь с бытом коренных обитателей этих мест – хантов, манси, якутов, бурятов — и налаживая с ними торгово-экономические и культурные связи, русские осваиваются в суровых природных условиях и закладывают фундамент выживаемости для последующих поколений колонистов: таким образом формируется русско-сибирский генофонд.
«Многонациональный котел»
Однако русские — это только часть родословной сибирского народа. Историки и этнографы по отношению к населению Сибири часто употребляют такие характерные словосочетания, как «многонациональный котел» или «зонтичная идентичность», подразумевая что Сибирь стала домом для сотен этносов и групп людей. Сибиряками, к примеру, себя называют обрусевшие пленные немцы, тувинцы, якуты, татары, алтайцы и даже выходцы из бывших союзных республик.
Вспомним, что появившееся на карте России Сибирское ханство есть осколок некогда пестрой по этническому составу Золотой Орды. Однако и сегодня неоднородный сибирский этнос активно преобразуется. Социологи отмечают, что последнее время во многом из-за снизившегося уровня жизни усилился отток коренных сибиряков в Центральную Россию и Европу. Им на замену в города Сибири прибывают гастарбайтеры из Средней Азии и Китая.
Сибирский характер
В силу многонационального состава сибирского этноса у местных жителей с самого детства развиваются такие свойства, как толерантность и стремление к многообразию. Огромную роль в формировании «сибирского характера» сыграл суровый климат этих мест, который привил жителям стойкость, выносливость, терпеливость и самостоятельность.
Однако социологи помимо положительных качеств сибиряков – благожелательности, прямодушия, искренности, терпимости — отмечают и не очень привлекательные – хитрость, скупость, легкомыслие и даже лень.
Исходя из этого, исследователи делают следующие выводы: сибиряки охотно приходят друг другу на помощь, радушно принимают гостей, но проявляют при этом сдержанность и закрытость.
Подлинный дух
Новосибирский социолог Ольга Ечевская считает, что «оторванность жизни сибиряков — важная часть их регионального самосознания». Историк Юрий Чернышов призывает исследователей обращать внимание не только на городские центры Сибири, но и на глубинку: «Нужно идти в народ, в деревни и сёла, потому что крупные города — это не показатель. Только глубоко укоренённая идентичность, прочные традиции и уклад расскажут о людях то, что сами они проговорить не в силах». Но верно и другое — именно Природа, а не цивилизация является для сибиряка главным носителем и образчиком его подлинного духа.