Казалось бы, что может быть естественнее того, что происходит в реальности? Почему бы просто не оставить звук дождя таким, какой он есть на самом деле. Все просто — дело в том, что шум дождя практически невозможно записать непосредственно на съемочной площадке. Слишком много посторонних звуков мешают этому процессу. Голоса актеров, шум работающего оборудования, звуки окружающего мира — все это соединяется воедино так, что сам шум дождя становиться практически неразличим.
Так уж сложилось, что большинство людей при просмотре кино уделяют большое внимание видеоряду и спецэффектам, но мало кто задумывается о значимости звукового сопровождения киноленты. После завершения эпохи немого кинематографа стало очевидно, что звук играет одну из важнейших ролей в восприятии просматриваемого материала. Создание, как музыкальных композиций, так и обычных звуков — это кропотливый и творческий процесс.
Над созданием звукового сопровождения к любому фильму или сериалу трудится целая команда профессионалов. В их число входят как всем известные кинокомпозиторы, звукорежиссеры, актеры дубляжа, так и менее популярные специальности, такие как звукооператоры и звукооформители, которых также называют шумовиками или фоли-артистами.
Немного истории
Казалось бы, что может быть естественнее того, что происходит в реальности? Почему бы просто не оставить звук дождя таким, какой он есть на самом деле. Все просто — дело в том, что шум дождя практически невозможно записать непосредственно на съемочной площадке. Слишком много посторонних звуков мешают этому процессу. Голоса актеров, шум работающего оборудования, звуки окружающего мира — все это соединяется воедино так, что сам шум дождя становиться практически неразличим.
Похожая ситуация обстоит и со многими другими звуками: шагами, лязгом доспехов, шуршанием листвы и просто любыми движениями — все это воссоздается шумовиками в студийных условиях. Именно поэтому на съемках более или менее кассового фильма практически всегда присутствует человек, который отвечает за правдоподобность звуковых эффектов.
Раньше из-за отсутствия средств, звук иногда совсем не записывался на съемочной площадке, а полностью воспроизводился в студии. Одним из первых людей, добившихся значительных успехов на этом поприще является пионер звукового кинематографа Джек Фоли. В знак почтения заслугам Джека профессия фоли-артиста сейчас называется именно так. Фоли начинал свою карьеру в качестве звукорежиссера немых фильмов, а потом способствовал стремительному переходу на звуковое кино. Он придумал большинство техник, которые и по сей день используются при составлении звуковых эффектов в кино. Фоли работал над множеством фильмов в середине 20 века, самым известным из которых стал «Спартак» Стэнли Кубрика. В нем характерный лязг доспехов марширующей армии создавали не сами люди, а Фоли, который бренчал ключами.
Еще давно создатели кино поняли, что звук, который записывается непосредственно на съемочной площадке, получается очень блеклым и ненасыщенным. Но иногда бывает и так, что реалистичные звуки, это совсем не то, что нужно режиссеру. Например, в действительности, когда меч достают из ножен, он издает лишь невзрачный царапающий звук, а не привычный для нас эффектный скрежет. Похожая ситуация обстоит и с лязгом доспехов или, например, со звуком ударов.
Прогресс не стоит на месте. Сейчас благодаря развитию качественных фонотек вживую озвучивается все меньше фильмов. Услуги фоли-актеров стоят немало, и звукорежиссеры все чаще обращаются к библиотеке звуков. Однако такие вещи как шаги или шуршание одежды до сих пор остается легче записать по старинке — вживую.
Готовые звуки из библиотеки
При составлении звукового сопровождения кино, естественно, проще всего воспользоваться готовыми звуками из мировой библиотеки, к которой имеют доступ все создатели фильмов. Все распространенные звуки уже давно воссозданы шумовиками и частенько перекочевывают из одной картины в другую. Так, например, меняется звук выстрела из легендарной картины «Терминатор 2: Судный день». Самым популярным на сегодняшний день звуком является «крик Вильгельма», который использовался в 216 фильмах. До 1980-х годов использовался один и тот же раскат грома из ленты «Франкенштейн» 1931 года. Особенно это касалось мультфильмов, где вообще полностью отсутствуют реальные звуки и сериалов, в которых на услуги шумовиков чаще всего не хватало бюджета.
Готовые звуки из библиотека удобны тем, что их можно легко совмещать друг с другом. К примеру, тот же гром из «Франкенштейна» послужил основой для множества миксов, среди которых самыми известными стали эффект ускорителя космического корабля из «Звездного пути», а также выстрел лазерной пушки истребителя X-Wing из «Звездных войн». Не менее известным звуком является крик из кинофильма «Тарзан» 1932 года выпуска. Его модификация использовалась во множестве фильмах последующих десятилетий.
Когда нужен уникальный звук?
А что делать, когда в архиве библиотеки нет готовых звуков? Естественно, до выхода экранизации «Властелина Колец» никто не записывал рычание Балрога — и таких случаев множество. Поэтому шумовикам картины пришлось креативить и создавать рычание самостоятельно. Для этого был взят шлаковый блок, которым скребли по деревянному полу с разной скоростью. Далее немного постобработки, и на выходе получился такой шедевр.
Подобным образом создаются и более привычные для человеческого уха звуки. Так, например, топот копыт табуна лошадей в реальных условиях воссоздать слишком сложно. Поэтому для этих целей используется банальная картошка, которую сбрасывают в пустые картонные коробки. Снова немного компьютерной обработки, и мы получаем убедительное звучание цоканья копыт.
В одном из своих интервью режиссер Глен Кайзер рассказал о своем увлечении звуковым дизайном. Так, в одной из его первых короткометражек антигерой садится в автомобиль, но не может завести двигатель. Кайзер долгое время искал нужный звук в библиотеке, но не нашел ничего подходящего. Поэтому ему пришлось 20 раз перезаписать оригинальный звук, где машина завелась. После чего фрагменты готовой записи он перемещал и обрезал, таким образом, пока не получил нужный звук.
Легендарный звук светового меча из саги «Звездные войны» получился совершенно случайно. Однажды, звукорежиссер картины Бэн Бёртт просто прошел с микрофоном мимо телевизора. Ему понравился этот звук, который послужил половиной звучания светового меча, второй частью стал звук работающего проектора. Довольно комичную историю имеет создание звука жидкого метала киборга T-1000 из второй части «Терминатора», который присутствует на протяжении всего фильма. Здесь нет никаких компьютерных эффектов — просто микрофон завернули в презерватив и опускали в овсяную кашу.
Иногда для создания разных звуков используется один и тот же способ. Выстрел бластера из «Звездных войн» получили ударом молотка о туго натянутый металлический кабель. Таким же образом создавался звук фотонных торпед из сериала «Звездный путь». Таких примеров можно назвать еще несколько сотен, а то и тысяч. Взять хотя бы звук огня, который создается банальным трением веника о тряпку или звук сломанной шеи, который чаще всего воспроизводится сжиманием кочана капусты.
,
Особое внимание также заслуживает пугающая и напряженная музыка в фильмах ужасов. В хоррорах используются «нелинейные» звуки: резкие перепады частот, необычные гармоники и чрезмерный шум. Для этих целей чаще всего необходимы специальные музыкальные инструменты. Один из них — вотерфон, который использовался в картинах «Впусти меня» и «Полтергейст». Вотерфон представляет собой чашу-резонатор с бронзовыми стержнями разной длины, расположенными по кругу. Звук снимают смычком или постукиванием металлическими прутьями.