История создания вилочного погрузчика перешагнула 100-летний рубеж. Множество факторов предшествовали технологическому развитию. Некоторые компании-производители погрузчиков возникали в результате перепрофилирования или создания дополнительного производства. Поэтому технологический опыт предыдущей деятельности оказывал безусловное влияние на разработки. На первых этапах становления вилочных погрузчиков большое влияние оказало автомобилестроение.
В начале 19 века паровые машины постепенно вытесняются двигателями внутреннего сгорания. Создателем дизельного мотора является Рудольф Дизель. Его разработка стала более мощной, безопасной и востребованной во многих отраслях, где теперь дизельный погрузчик 3 тонны просто необходимость для работы. Погрузчик как новый вид техники заявил о себе в 20-х годах, большинство моделей в это время оснащали автомобильными двигателями.
Изначально дизели для погрузчиков были 6-цилиндровыми с рабочим объемом 4000 м3, на смену им пришли 3- или 4-цилиндровые объемом 2000 см3 и меньше, при этом мощность была сохранена на прежнем уровне.
Создание вилочного погрузчика осуществлялось силами сразу нескольких компаний, ведущих независимые разработки. Новаторами считаются американцы, но о первенстве в разработке специальных моделей дизельных двигателей заявляют японцы (компания Toyota).