Двенадцать поразительных фактов из истории моды:
В 14 веке при отсутствии наличия автомобилей свою знатность и достаток приходилось демонстрировать с помощью обуви, а точнее заострённых длинных носков туфель, именуемых пулены. Чтобы носки обувки, длина которых доходила до 60 см в зависимости от знатности носителя, не болтались и не теряли форму, в них клали китовый ус и подвязывали к коленкам. У дам по причине длинных юбок продолжительность туфелек не выходила за рамки приличия, зато шлейф мог достигать пяти метров.
После того, как длинные носы обуви были объявлены одной из причин чумы в Европе и преданы анафеме, обувь уменьшилась в длину, но подросла в высоту до 60 см. Особенно актуальным это модное веяние стало в Венеции, где, как известно, нужду справляли на каждом углу, а нечистоты и мусор размеренно протекали узкими улочками, впадая в каналы. Понятно, что садиться, вставать и просто передвигаться на таких каблуках, было весьма затруднительно, поэтому, чтобы их высочество или высокоблагородие не шлёпнулись на землю, поддерживать их приходилось служанкам.
Начало замысловатым конструкциям из волос и головного убора послужило победоносное сражение в 1778 году французского фрегата с английским кораблём. В припадке национальной гордости парижанки сооружали из волос точную копию победителя, впрочем, источником вдохновения могло послужить что угодно и с помощью накладных волос, лент, драгоценностей, тканей, цветов, плодов на головах водружались клумбы, вазы с фруктами и мини-сады.
В 1786 году в Англии Джорджиана Кавендиш, герцогиня Девонширская, позировала известному художнику Томасу Гейнсборо. Огромная широкополая фетровая шляпа с бобровым волосом, венчавшая напудренные кудри герцогини, и украшенная страусовыми перьями, очень приглянулась дамам из высшего общества, и они выстраивались в очереди, чтобы заказать себе такую же.
Неуёмная мания величия породила париковое безумие 18 века, принимавшее самые нелепые формы. Богатые аристократы Франции и Англии, как леди, так и джентльмены, старались перещеголять друг друга творческой фантазией и оригинальными дизайнами. Крахмал и деревянные рамы были призваны поддерживать причудливые и экстравагантные парики, зачастую украшенные золотыми и серебряными аксессуарами.
В 1760-х английские и французские аристократки выглядели так, будто единовременно нацепили весь свои гардероб. Причиной тому был панье, круглый по форме каркас из металлических или деревянных обручей, скрепленных между собой тесемками. Одной из разновидностей панье был овальный каркас, расширяющий юбку с боков, но при этом делающий её плоской спереди и сзади. На таких больших площадях ткани можно было смело демонстрировать богатство и изящество вышивки.
В 1860 году в моде господствовал кринолин, широчайшая нижняя юбка из лёгких металлических обручей, напоминающая клетку. Платья были настолько широки, что их обладательницы застревали в дверях. Помимо функции блокировки дверей и возможности прятать любовника или двух в необъятных одеяниях юбки обладали пагубной для своих хозяек склонностью возгораться от многочисленных свечей. Столь опасная мода долго не продержалась.
«Грудь навыкате и соски навыпуск» именно так можно охарактеризовать дам елизаветинской эпохи. В своих мемуарах французский посол довольно подробно описал аудиенцию у королевы в 1593 году «платье было открытым настолько, что грудь была видна полностью». На другом приёме он отметил, что на королеве была юбка с такой низкой посадкой, что «живот был обнажен до самого пупка». Очевидно, шестидесятилетней королеве посол приглянулся.
В Древнем Риме господствовал культ фаллоса. Амулеты в виде детородного органа, которым приписывалась чудодейственная сила — прогонять дурные влияния и чары, носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Священный фаллос отвечал за безопасность всего Рима, а за ним приглядывали весталки. Не смотря на то, что ни один предмет интерьера этой эпохи не обходился без изображения пениса (делалось всё это с целью угодить богам), оберегом член оказался … не очень действенным, и Рим пал. Возможно, фраза «идите на» у гордых римлян означало пожелание удачи.
В 1894 Нью-Йорк охватила мода на «живую игрушку», хамелеонов. Их пристёгивали цепочками к шарфам, корсажам, воротничкам в качестве украшения. Конец этому издевательству положило общество защиты животных, запретившее продажу меленьких ящериц.
Во время правления Тюдоров было модно носить сильную эрекцию, и плотно набитый гульфик исполнял не только функциональную, но и декоративную роль. Более скромной эта деталь мужского туалета стала только при королеве Елизавете, которой слишком выпирающая красота пришлась не по нраву.
Где-то убавилось, а где-то прибавилось, и объём переместился с чресл на шею. Воротники стали самостоятельной деталью модной одежды, и именно в это время зародилось искусство крахмалить эту роскошную деталь гардероба, придавая ей нужную форму. Пышные гофрированные воротники из жёстко накрахмаленных кружев или ткани стали прообразом послеоперационных воротников для домашних животных.