20 лет назад, 1 февраля 2000 года, с космодрома Байконур стартовал первый автоматический транспортный грузовой корабль новой модификации «Прогресс М1-1». Аппарат успешно выполнил программу лётно-конструкторских испытаний в рамках очередной миссии снабжения российского орбитального комплекса «Мир», находящегося в беспилотном режиме.
По сравнению с кораблем серии «Прогресс М» на корабле «Прогресс М1» были изменены компоновка, конструкция, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Модернизированный «грузовик» разработки и производства Ракетно-космической корпорации «Энергия» (часть «Роскосмоса») был оборудован двумя дополнительными баками с целью увеличения объёма доставляемого топлива дозаправки, предназначенного для коррекции орбиты станции «Мир». Корабль также оснащался расширенным интерфейсом дистанционного контроля двигательной установки и усовершенствованной системой управления движением и навигации, включающей обновлённое программное обеспечение бортового цифрового вычислительного комплекса для более безопасного автоматического сближения и причаливания.
3 февраля 2000 года «Прогресс М1-1» автоматически пристыковался к модулю «Квант» и доставил на временно необитаемый «Мир» 2576 кг топлива, запаса кислородной смеси, научного оборудования, средств индивидуальной защиты и жизнеобеспечения экипажа следующей 28-й основной экспедиции. Затем, в течение 85-суточной работы в составе станции «Мир» корабль восстановил штатное давление в отсеках станции и совершил несколько плановых маневров по поднятию орбиты, а потом, после отстыковки 26 апреля 2000 года, прекратил существование в плотных слоях атмосферы.
Через несколько дней к «Миру» пристыковался очередной грузовой корабль «Прогресс М1‑2», который находился в космосе 173 суток. Следующий транспортник данной модификации «Прогресс М1-3» стартовал 6 августа 2000 года и направился уже к Международной космической станции — существовать отечественной орбитальной станции «Мир» оставалось недолго. В октябре её посетил «Прогресс М-43», совершивший экономичную 4-суточную стыковку, потребовавшую вдвое больше времени и значительно сэкономившую расход топлива. Наконец, последним кораблём «Прогресс» у станции «Мир» стал М1-5: он пристыковался 27 января 2001 года и доставил топливо для сведения 135-тонного «Мира» с орбиты на высоте 250 км и затопления в южной части Тихого океана рядом с островами Фиджи. Станция проработала в три раза дольше первоначально установленного срока.