Лакокрасочные покрытия (ЛКМ) — покрытия, которые образуются в результате плёнкообразования (высыхания) лакокрасочных материалов, нанесённых на поверхность изделий. Основное назначение лакокрасочных покрытий — защита материалов от разрушения (например, металлов — от коррозии) и декоративная отделка изделий. Составными частями лакокрасочных материалов являются пленкообразователи, пигменты и разбавители.
Главным компонентом любого ЛКМ является связующее, которое играет роль пленкообразователя. Пленкообразователи обуславливают способность материала образовывать пленку и в значительной степени определяют ее свойства: стойкость к агрессивным воздействиям внешней среды, механическую прочность, эластичность, возможность нанесения на поверхность, твердость и способность быть перекрашенной, поэтому для каждого типа покрытия есть своё название, и если вам нужно лакокрасочное покрытие компрессора то оно будет иметь свою маркировку. Они удерживают частицы пигментов, сцепляя их друг с другом и с окрашиваемой поверхностью.
Пигменты придают пленке декоративные свойства, укрывистость, повышают ее прочность и эксплуатационные свойства. По химическому составу пигменты — это окиси металлов, соли одноосновных и многоосновных кислот, комплексные соединения. Для получения необходимой рабочей вязкости ЛКМ применяют разбавители.
Типы покрытий
Как известно, существуют два типа покрытий: неэффектные («солиды») и эффектные. Неэффектные составляют сегодня меньшую часть от всех покрытий на продаваемых автомобилях. У большинства этих покрытий хорошая укрывистость и их, как правило, легко наносить. К тому же они не изменяют свой цвет в зависимости от угла осмотра.
Эффектные покрытия имеют в своем составе эффектные частицы («метал-лики» и «перламутры»), благодаря которым цвет покрытия изменяется в зависимости от угла осмотра. Такое свойство данного типа покрытий называется полихроматизмом или гониохроматизмом.
Посмотрев на окрашенный эффектной краской автомобиль, мы замечаем, что на некоторых участках, покрытие совсем светлое, что светлота его уходит вместе с изгибами кузова и, соответственно, изменением угла осмотра. При этом автомобиль, окрашенный неэффектной краской, не изменяет свой цвет.
Вот пример, объясняющий такое поведение эффектных цветов: представьте себе некоторое количество микрозеркал, лежащих в слое покрытия, параллельно поверхности. Часть падающего на данную поверхность света поглощается пигментом, другая часть отражается от зеркальных микрочастиц. В зависимости от угла осмотра суммарно отраженный множеством таких частиц свет попадает в глаза обозревателя. Цвет в таком случае кажется очень ярким, похожим на зеркальную поверхность. При изменении угла осмотра большая часть отраженного света рассеивается, не попадая в глаза обозревателя. В таком случае цвет становится намного темнее, в зрительном восприятии начинает преобладать впечатление от осмотра неэффектной пигментной части.