Главная » Спорт и здоровье » Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Однажды он проехал 2 000 километров ради матча ЛЧ.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Деннис хотел размять ноги, но в тесном самолете нельзя было встать в полный рост. Через несколько часов начинался матч с «Наполи», а Бергкамп не мог думать ни о чем, кроме чертового полета.

Успокоительное не помогало. Самолет был таким старым, что в воздухе его трясло даже в хорошую погоду. Бергкамп вцепился в подлокотник. Уставился в иллюминатор, но там была только серая мгла – старый самолет не поднимался над облаками. Он закрыл глаза и постарался не думать ни о чем. Особенно о том, завтра лететь обратно на этом же самолете.

***

Панические атаки начались у Бергкампа в 1989 году после трагедии: его друг по амстердамской академии Вирджелл Юманкхан разбился в авиакатастрофе. В «Аяксе» приступы редко беспокоили Денниса, потому что голландский клуб почти не летал на выезды. С переходом в «Интер» в 1994 году все изменилось: летать приходилось на любой выездной матч, при том на старой рухляди с пропеллером. Это безумно раздражало Бергкампа. Первый сезон в «Интере» голландец пережил только благодаря таблеткам.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобияКатастрофа DC-8 под Парамарибо, в которой погибло 176 человек, включая Вирджелла Юманкхана

Ситуация ухудшилась после ЧМ-1994 в США. Сборная летела на второй матч группового этапа из Орландо в Даллас. Бергкамп как обычно выпил успокоительное, и все шло более или менее нормально, пока голландский журналист не сообщил стюардессе, что у него с собой бомба. На борту началась паника, пришлось совершить аварийную посадку. Полиция арестовала и депортировала шутника, а в Голландии его уволили с работы, но Деннису это уже никак не помогло – он пережил глубокий стресс.

Подстава не помешала Бергкампу провести мощный турнир (три гола в пяти матчах, и вылет в четвертьфинале от Бразилии), но после его завершения стало понятно, что он истощен: «Я приехал в отель, но там стало еще хуже. Меня проняла дрожь, и я сильно занервничал перед полетом домой. Со мной действительно было что-то не так, состояние было близко к панике. Ноги словно свинцовые, тяжелые руки, голова – все тело. Кое-как удалось добраться до самолета».

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Дома паника утихла, но физическое состояние было отвратительным – из-за усталости Бергкамп проспал двое суток подряд. Врач сборной рекомендовал голландцу полноценный отпуск. Тогда Деннис с женой забронировали домик на юге Франции. Но и там игрока не отпускала усталость: «Даже когда мы приехали туда, я все еще был сам не свой. Каникулы нужны для того, чтобы проветриться и перезарядить батарейки. Но на этот раз ничто меня не радовало – ни море, ни пляж. И даже в домике мне было неуютно».

Футболист позвонил в «Интер» и попросил отсрочить возвращение на сборы, но главный тренер Оттавио Бьянки твердо отказал. В итоге после очень длинного сезона голландец отдохнул всего 10 дней и вернулся в Италию разбитым и истощенным.

В новом сезоне кошмар продолжился: на крошечном клубном самолете приходилось летать 2-3 раза в месяц. Именно в том сезоне фобия достигла пика. Страх перед полетом начинал мучить Бергкампа накануне вылета – обычно ночь он проводил без сна. На выездных матчах он постоянно смотрел на небо, думая о полете домой и проверяя, не портится ли погода. А из-за крошечных размеров самолета к страху летать добавилась клаустрофобия. «Это был ад», – напишет Деннис об этом периоде через 20 лет. Из-за тревожных мыслей Бергкамп не мог сосредоточиться на игре: за второй сезон в «Интере» он забил всего пять мячей.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Последней каплей стал полет во Флоренцию в конце сезона-1994/95. На этот раз паническая атака случилась с Деннисом прямо на взлетной полосе. При виде самолета его охватил ужас, и он наотрез отказался садиться на борт. Во Флоренцию и обратно его отвезла жена на автомобиле. А Бергкамп в тот день понял, что окончательно устал от постоянного страха, и принял решение: больше никогда в жизни он не будет летать.

После этого сотрудничеству с «Интером» пришел конец: голландец не простил клубу два года кошмара, а итальянцы были возмущены низкой результативностью и отказом летать на выездные матчи. Игроком заинтересовался «Арсенал», и выложил рекордные для себя 13 миллионов евро. Бергкамп так сильно хотел уйти из «Интера», что согласился на все после первого же созвона с боссами английского клуба. А Массимо Моратти, продавая игрока в «Арсенал», сказал едкое: «Вам повезет, если он забьет 10 голов за сезон».

Удивительно, но отказ от полетов пошел Бергкампу на пользу: «Чудесным образом я вновь почувствовал необычайную свободу. Я снова мог играть в футбол без ограничений и сосредоточиться на предстоящей карьере в «Арсенале».

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

***

В новом клубе знали о фобии игрока и нашли компромисс: на относительно близкие выезды голландец добирался на клубном автобусе или поезде, а дальние еврокубковые – пропускал. Поэтому он пропустил матчи с «Локомотивом» в 2003 году, киевским «Динамо» в 1998-м и «Реалом» в 2006-м. Такой график сказался на зарплате: Бергкамп не раскрывал цифр, но сказал, что терял примерно десятую часть дохода.

Новые партнеры сразу знали об особенностях Бергкампа, и их это сильно веселило.

– В команде посмеивались над его аэрофобией?

– Не зря ж его прозвали Нелетучий голландец. Кто-нибудь спросит: «Где Деннис?» – «Да он неделю назад уехал на игру», – рассказывал Александр Глеб «Спорт-Экспрессу».

Но активнее всех над голландцем шутил самый безумный игрок того «Арсенала» Рэй Парлор. «Просто вколите ему снотворное и бросьте в самолет», – шутил он перед очередным выездом. Бывало, что Парлор и Бергкамп созванивались, когда голландец возвращался из выезда на клубном автобусе. «Ну, как ты?» – спрашивал Рэй по телефону. «Я под Донкастером» – «А, вот как. А я захожу домой».

Избавившись от главного источника стресса, голландец расцвел и стал основным игроком «Арсенала», забив в первый сезон 16 мячей.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Изменения в Деннисе отмечала и его жена Хенрита: «Фобия не исчезла, но теперь она не доставляет хлопот, мы можем с этим жить. Когда он решил, что больше не будет летать, он заметно успокоился внутренне. И это спокойствие стоит гораздо дороже, чем те несколько часов, которые выиграешь на самолете».

Первое время клуб объяснял отсутствие Бергкампа на выездных еврокубковых матчах травмами, но вскоре такая необходимость исчезла. В 1996 году в интервью The Independent голландец впервые публично признался в болезни: «Я не летал уже два года. Я ничего не могу с этим поделать. Это психологическая проблема, и я думаю обратиться за помощью».

К врачам голландец так и не пошел, поэтому длинные трипы никуда не делись. Иногда, чтобы выйти на поле, Бергкамп проводил в дороге несколько дней. В 1999 году «Арсенал» играл с «Фиорентиной» в Лиге чемпионов, и голландец преодолел на автомобиле 1760 километров, потратив на это два дня.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Длинные путешествия его не напрягали: «Арсен Венгер считает, что длительная поездка меня утомит, но это не так. Предпочитаю путешествовать на машине, поскольку в этом случае ты сам хозяин своего времени. Наконец, это просто удобно. В моей машине очень хорошая планировка салона, там созданы все условия для нормального отдыха в дороге». В это легко поверить, ведь Бергкамп ездил на огромном внедорожнике Range Rover Sport, салон которого считается одним из самых просторных и удобных.

Переносить долгие поездки было бы не так просто, если бы не Вик Эйкерс. Англичанин работал в «Арсенале» с 1986 года, в 1987-м создал женскую команду, а в штабе Венгера отвечал за экипировку. Эйкерс и Бергкамп сдружились, и англичанин сопровождал игрока в большей части поездок, во время которых они без конца болтали о жизни и футболе. Однажды в интервью клубному сайту Бергкамп признался, что любит Эйкерса, потому что он единственный из команды не бросил его.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобияВик Эйкерс (справа) с Арсеном Венгером и Пэтом Райсом

Арсен Венгер ценил самоотверженность Бергкампа, но все равно не был в восторге от длинных поездок. В марте 2001 года «Арсеналу» предстоял матч против «Лиона» во втором групповом раунде Лиги чемпионов, и голландец сразу после жеребьевки заявил, что проведет два дня в дороге ради игры. Вместо этого Венгер не включил его в заявку и раскритиковал за легкомысленность: «Меня беспокоит, что Деннис тратит так много времени и энергии на дорогу. Он нужен команде свежим». Бергкамп возмутился решению тренера («Это большой турнир с лучшими командами Европы, зачем говорить обо мне и самолетах?»), но в итоге был вынужден принять сторону Венгера и регулировать количество дальних поездок.

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

С болельщиками все было чуть сложнее. Они любили голландца, но иногда его отсутствие во время важных матчей злило их. Осенью 1997 года «Арсенал» в первом раунде Кубка УЕФА встречался с ПАОК. Англичане проиграли в первом матче в Греции, и вылетели из турнира, а болельщики обвинили в этом Бергкампа, который отказался ехать в Салоники (2725 километров от Лондона).

Со временем он так свыкся со своим положением, что перестал думать о помощи врачей. В итоге Бергкамп не соврал себе: после того самого приступа в 1995 году, он ни разу не сел в самолет. Отсутствие на еврокубковых выездах не помешало Бергкампу стать одной из главных звезд «Арсенала» и провести в команде 11 сезонов.

Единственное исключение Деннис был готов сделать ради сборной. 7 июня Нидерланды играли отборочный матч к Евро-1996 в Минске. Бергкамп планировал лететь с командой и даже приехал на базу сборной в Нордвейке. Он пролежал всю ночь в поту и без сна, и под утро признался себе, что не может лететь. В разговоре с врачом команды Фритцем Кесселем и главным тренером Гусом Хиддинком он объяснил ситуацию и подытожил: «Я больше никогда не буду летать».

Журналист пошутил, что у него в сумке бомба. Так у Бергкампа началась аэрофобия

Из-за этого он закончил карьеру в сборной сразу после Евро-2000: чемпионат мира-2002 проходил в Японии и Южной Корее, добраться до которых на машине было невозможно.

После завершения карьеры Бергкампа часто спрашивали, не жалеет ли он о том, что из-за аэрофобии пропускал игры. Голландца такие вопросы забавляли: «Наоборот, отказаться от полетов было лучшим решением. Когда я перестал летать, то почувствовал себя свободным. Был выбор: проходить долгую терапию или просто отказаться от полетов. Я выбрал второе, и все приняли это решение».

Фото: Gettyimages.ru/Ben Radford/Allsport; ru.wikipedia.org; REUTERS/Action Images; Gettyimages.ru/Shaun Botterill/Allsport, Allsport UK; REUTERS/David Jacobs/Action Images, John Sibley/Action Images, Michael Regan/Action Image; coolspotters.com/virginmedia.com; REUTERS/Jasper Juinen

Источник

О supergran

x

Check Also

Для компании вести блог важно для привлечения клиентов

У вас накопилось много полезного опыта, которым вы хотите поделиться с другими пользователями. Естественно, конечная ...

Как улучшение клиентского сервиса поднимет ваши продажи на новый уровень?

Как улучшить клиентский сервис Всем понятно, что чем лучше клиентский сервис, тем успешнее бизнес. Всегда ...

Компании занимающиеся оформлениями мероприятий помогут создать атмосферу

Приближается праздник или торжественное мероприятие и вы хотите поздравить близкого человека заказав доставку цветов на ...

Стрейч пленка упакует всё что угодно

Нижний слой упаковки бывает разным. Для продуктов, которые рассчитаны на долгий срок хранения, используются либо ...

Сделать геологию участка должен каждый перед постройкой дома

Сделать геологию участка должен каждый загородный житель перед началом строительства. Эта процедура поможет правильно спланировать ...